Вискас для школьников

полуфабрикаты
Разумеется, при таком положении дел ни о какой сбалансированности речи быть не может. А главное — почти всегда еда готовится не в самой школе, а на одном из пищекомбинатов — и доставляется в виде полуфабрикатов в термосумках. На месте только раскладывают еду по тарелкам, ну и разве что в школьном кондитерском цеху выпечку иногда делают. В 2011 году в некоторых школах Москвы экспериментально попробовали ввести бортовое питание, буквально, как в самолетах: готовая расфасованная еда. Большинство детей есть это не стали, а родители метко прозвали обеды «вискас для школьников». «Разогретая еда всегда менее аппетитна, чем свежеприготовленная, именно поэтому дети интуитивно от нее отказываются, — комментирует Екатерина Белова, диетолог, руководитель центра диетологии «Палитра питания». — А в школьном меню, увы, слишком много полуфабрикатов (мясо, рыба, овощи), концентратов (кисель, какао) и промышленных продуктов (сок, хлопья). К сожалению, количество консервантов, красителей и ароматизаторов в блюдах никак не регулируется, а детей нужно максимально ограждать от этих веществ. Очень странно, когда под лозунгом «Здоровое питание» в школах предлагают химические полуфабрикаты».

В январе 2012 года по требованию недовольных родителей в 20 образовательных учреждениях Москвы ввели двадцатидневное меню, разработанное специалистами НИИ питания РАМН. Эксперимент полностью провалился: новые блюда были приготовлены из консервов и полуфабрикатов, а вдобавок были еще и «витаминизированы» — искусственно обогащены питательными веществами в ненормальных дозах. У многих детей началась аллергия. Сейчас проект школьного питания пересматривают, и, возможно, в 2013 году произойдут более позитивные изменения.

Всем добавки!

Что делать, пока воз не тронулся? В первую очередь, внимательно следить за питанием школьника дома, давать ему с собой максимально сбалансированные ланчбоксы. В рацион школьника должны обязательно входить пять продуктов: мясо, рыба, молоко, крупы, фрукты и овощи. В начале учебного года о нехватке витаминов говорить еще не приходится: сезон фруктов и ягод снабдил ими растущий организм. Куда сложнее дело обстоит с другими незаменимыми составляющими здорового питания — жирными кислотами омега-3. По мнению ученых, они способны накапливаться в областях мозга, ответственных за память, и стимулировать их деятельность. Омега-3 содержатся в жирных сортах рыбы, продукте не самом популярном среди детей. Желательно, чтобы этот продукт входил в рацион ребенка 3-4 раза в неделю. Если же у ребенка аллергия на рыбу или он просто ее не любит, тогда необходимо принимать рыбий жир в капсулах. Тем более что теперь это очень легко — достаточно проглотить пару капсул.

Только следите, чтобы они предназначались именно для детей-подростков.
А вот орехи, традиционно считающиеся «стимуляторами мозга», в большом количестве совсем не полезны: они тяжелы для переваривания и содержат много калорий. «Очень распространено мнение, что детям для улучшения умственной деятельности нужна глюкоза, проще говоря, сладости. Это не совсем так: лучше подойдут сложные углеводы. С утра школьник обязательно должен есть кашу или бутерброды на цельнозерновом хлебе — они дадут необходимую энергию, — объясняет Екатерина Белова. — Вместо соков, содержащих много сахара, лучше давать с собой свежие фрукты».